S – Seducción del simbolismo. Символичность символизма или история о том, как картина попала на денежную купюру

Вершиной творчества Хулио Ромеро де Торреса (JulioRomerodeTorres) стал очень выразительный портрет под названием «Маленькая торговка углем» (Lachiquitapiconera).

Художник, создавший целую галерею женских портретов, изобразил на картине, как пелось в стишке-частушке «a la mujer morena con los ojos de misterio y el alma llena de pena» молодую девушку, у ног которой стоит медная жаровня (braserodecobre), а в приоткрытую дверь видны знаковый для города Кордобы пейзаж – река Гвадалквивир (Guadalquivir), Римский мост (elPuenteRomano) и башня Калаорра (Calahorra). Немного суровый реализм в сочетании с символизмом придает изображению особую чувственность (sensualidad) за счет деталей (вы только посмотрите на эти туфли на каблуках и приспущенный чулок!) и наполняет ее меланхолией. Имя красотки не является тайной – это 16-летняя Мария Тереза Лопес, послужившая моделью для нескольких картин Ромеро. Судьба ее, впрочем, сложилась весьма печально, несмотря на красоту и знакомство с известным художником, она неудачно вышла замуж, рано потеряла ребенка и впоследствии развелась с мужем, который ее всячески третировал.

Весьма загадочной оказалась участь другой картины Ромеро, на которой опять появляется все та же Мария Лопес. Это «Фуэнсанта» (Fuensanta), где девушка на сей раз сидит у источника с большим кувшином. Полотно представили на выставке в 1929 году и с тех пор его судьба была окутана тайной. Сохранилась только его черно-белая фотография, что не помешало поместить это изображение на банкноту в 100 песет, выпускавшуюся с 1955 по 1978 год. Картина всплыла только в 2007 году, была выставлена на торги (subasta) галереи Сотбис, но Министерство культуры Испании не смогло ее приобрести ввиду слишком высокой цены, и она отправилась к анонимному покупателю. В 2017 году во время полицейской операции в рамках дела о коррупции она вновь была обнаружена, на сей раз на вилле в Марбелье, и сразу конфискована, хотя и считается, что на сей раз речь идет всего лишь о копии.

Что же происходило с наименованием денежных средств в Испании до того момента, как в оборот был пущен евро? В 1868 году королевским указом песета (peseta) была назначена в качестве официальной денежной единицы. Практически сразу появились бытовые названия – pela и cala. Самые мелкие монетки желтого цвета номиналом в 1 песету получили меткое наименование «rubias» – блондинки, также их звали «lentejas» (чечевица). Сейчас все в Испании знают, что 1 евро – это «pavo», индейка, хотя изначально «индейками» называли монету в 5 песет (также эти монеты называлась «duro»), ведь именно по такой цене в 30-40 годах можно было приобрести эту птицу в магазине. Купюра в 1000 песет была прозвана «talego» (кошель или тюряга на жаргоне), а невероятная сумма в миллион песет именовалась «kilo» (килограмм). Считается, что впервые это выражение использовал тореро Эль Кордобес (El Cordobés, настоящее имя Manuel Benítez Pérez), который дерзко заявил, что меньше чем за килограмм денег выступать не будет. И вот надо же, миллион песет в бумажных купюрах действительно весил приблизительно один килограмм.

Как бы ни назывались денежные единицы в Испании в течение разных эпох – дублон (doblón), эскудо (escudo), реал (real), флорин (florín), мараведи (maravedí) или дукат (ducado), все стремились иметь их в большом количестве (tener mucha pasta – иметь много денег). «Дивной мощью наделен Дон Дублон» (poderoso caballero es Don Dinero) сказал Франсиско де Кеведо во времена оные (а Михаил Боярский спел об этом в фильме «Дон Сезар де Базан»), и хотя сейчас все большее распространение получает криптовалюта (criptomoneda) или цифровые деньги (dinero digital), быть человеком «con muchas perras» (быть богатым, perra – монетка в 10 сентаво) остается мечтой многих. 

Автор

Елизавета Журавлева

Синхронный переводчик испанского языка, кандидат филологических наук, доцент кафедры романских языков МПГУ,...

Подробнее об авторе