К концу 17 века Бартоломе Эстебан Мурильо (Bartolomé EstabánMurillo) достиг многого – он был самым популярным испанским художником за пределами своей страны, а его слава затмевала успехи другого известного соотечественника (compatriota) – Веласкеса.
Мурильо в тот период – признанный мастер религиозных сцен, один из последних представителей так называемого «золотого века» (siglodeoro) испанского искусства, глава севильской школы живописи, а также талантливый бытописатель (живописные жанровые сценки его авторства пользовались неизменным признанием). Создал целую галерею Мадонн (Virgen) и разработал собственное видение сцены непорочного зачатия (InmaculadaConcepción), и скорее всего неслучайно, ведь Мадонна считается покровительницей Севильи, где родился Мурильо, и всей Андалусии, которую недаром прозвали «краем Пречистой Девы» (Tierra de María Santísima). Меж тем будущий талант появился на свет в семье простого цирюльника (barbero) и был младшим из 14 детей. Севилья в те времена была процветающим торговым портом за счет постоянного потока кораблей из Нового Света (NuevoMundo или lasIndias), а также настоящим оплотом католической веры. Неудивительно, что картины на религиозные сюжеты пользовались невероятной популярностью. А Мурильо исправно их рисовал. Севилью он никогда не покидал, поэтому практически каждое церковное сооружение может похвастаться его произведениями. И вот надо же, парадокс судьбы – стоило только Мурильо выехать в Кадис для росписи собора (catedral), как с ним тут же произошла трагическая случайность. Живописец сорвался с лесов и погиб, оставив нам целый ряд картин, прославляющих Деву Марию (VirgenMaría), святое семейство (Sagrada Familia) и святых (santos)в окружении умилительных до приторности херувимов (querubines).
Так кто же живет на небе? Незримыми представителями мира духовного являются ангелы (ángeles), у которых имеется особая иерархия в зависимости от степени приближенности к Творцу (Creador) и типу служения. Итак, в порядке убывания значимости на небесах находятся: серафимы (serafines), херувимы (querubines), престолы (tronos), господства (dominaciones), силы (virtudes), власти (potestades), начала (principados), архангелы (arcángeles) и ангелы (ángeles). Изучением их бытия занимается особая наука – ангелология (angelología). Отдельно ото всех стоит ангел-хранитель (ángel de la guarda, ángel guardián), появляющийся у человека при крещении (bautizo), чтобы оберегать ото всякого зла. Интересующие нас четырехкрылые и четырехликие херувимы охраняют божественный престол и располагаются у врат рая (puertas del Paraíso, puertas al Cielo), направляя людей к вере и наделяя их добрым помыслами. В эпоху Ренессанса (Renacimiento) в западной живописи распространилась традиция изображать их в образе милых крылатых и весьма упитанных младенцев-путти (puttos, от итальянского putti – маленький мальчик), в отличие от собственно библейской трактовки в виде отнюдь не милых, а весьма суровых подвижников веры. Ну а потом амурчики, путти и купидоны заполонили весь век рококо (rococó) и с религиозных картин переместились в золоченые орнаментальные обрамления, пробрались на люстры и консоли, украсили зеркала и даже троны. Но самый настоящий отход от канона случился позже, в конце 19 века, когда в роли херувимов стали выступать немыслимые ранее длинноволосые и трогательные девочки. Мог ли Мурильо вообразить такое, когда рисовал свои картины?