Не всякий художник остается в памяти по своему национальному именованию, но в случае с Эль Греко это неудивительно, поскольку его имя выговорить с первого раза мало кому удается.
Родился Доменикос Теотокопулос (Doménikos Theotokópoulos, по-испански чаще используется Dominico Greco) на острове Крит, а затем отправился покорять Италию. Там он даже предлагал переписать заново фрески Микеланджело (Miguel Ángel) в Сикстинской капелле (Capilla Sixtina), в более правильном католическом ключе, так как считал, что Микеланджело рисовать не умеет. Перебрался в Испанию, где творил свои шедевры. Обосновался в Толедо, где жил на широкую ногу в замке из 24 комнат, кутил и сорил деньгами. Успешно сутяжничал и даже создал «прецедент Эль Греко», но в конце концов разорился, могила его была утеряна и он оказался забыт на 300 лет. Оставил нам около 200 работ, которые в конце 19 века отказывался выставлять Прадо, а потом был объявлен символом Толедо и национальным достоянием. Пестрая биография обеспечила живописи Эль Греко сочетание многих течений – тут можно найти отголоски и византийской иконописи, и итальянского Ренессанса, и собственные поиски цветового решения и формы (почти предвосхитившие экспрессионизм), и толику испанского мистицизма, давшего в результате то, что известно под названием маньеризм.
В 1577 году Эль Греко получает заказ на алтарный образ для кафедрального собора Толедо (la Catedral de Santa María de Toledo, известный также как Dives Toletana на латыни, что значит ни много ни мало – богатая толеданка), считающегося венцом испанской католической архитектуры. Так на свет появился шедевр творчества Эль Греко – фреска «Совлечение одежд с Христа» (El Expolio). Художник запечатлел один из эпизодов Страстей Христовых (Pasión de Cristo), когда Спасителя готовят к распятию (Crusificación). Пребывает по сей день в ризнице (sacristía) главного алтаря (altar mayor).
С написанием этого произведения как раз и связано одно из долгих разбирательств Эль Греко с заказчиками. В Испании тогда картину оценивали по ее завершении, для чего привлекались сторонние эксперты. Эль Греко с таким положением вещей зачастую не соглашался, и не в силу природной жадности, а сугубо из любви к искусству. Свои работы он ценил высоко, поэтому не отдавал их, пока не получал всю запрошенную им сумму. По завершении «Совлечения одежд с Христа» эксперты сочли, что картина столь великолепна, что следует уплатить художнику всю сумму (а именно 900 дукатов). Но заказчик (капитул собора) оказался скаредным и заявил, что Эль Греко нарушил канон евангельского повествования и проявил непростительную вольность в изображении. Дело завершилось в суде, который постановил заплатить треть от означенной суммы. Эль Греко после такого конечно обиделся и перестал писать для собора, хотя другие монастыри и храмы с удовольствием делали у него заказы. Вот так собор лишился лучшего автора, а автор остался без должного вознаграждения. Чтотутскажешь, ¡en la casa del mezquino, cuando hay pan, no hay vino!